Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов РФ и ОМСУ по вопросам социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в РФ (2020)

Утверждены
приказом Федерального агентства
по делам национальностей
от 17.11.2020 N 142

I. Общие положения

1. Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации (далее - Методические рекомендации) разработаны во исполнение пункта 36 плана мероприятий по реализации в 2019 - 2020 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 2985-р, на основе изучения российской и международной практики, предложений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных организаций.

2. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания методического содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при осуществлении ими полномочий в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан на территории субъектов Российской Федерации.

3. Методические рекомендации направлены на обеспечение единых подходов к социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, противодействию их социальной и территориальной изоляции и устранению способствующих этому условий.

4. Нормативными правовыми основаниями разработки методических рекомендаций являются:

Конституция Российской Федерации;

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ);

Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию";

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ);

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ);

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ);

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ);

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции";

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 (далее - Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации);

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденная Указом Президента России от 31 октября 2018 г. N 622 (далее - Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации, Концепция);

постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2017 г. N 1312 "О государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций";

иные нормативные правовые акты.

5. В соответствии с пунктом 23 Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации выделены три основных направления миграционной политики в области создания условий для адаптации иностранных граждан:

формирование институтов и механизмов социальной и культурной адаптации иностранных граждан с учетом их возрастных, профессиональных, национальных, культурных и иных особенностей, а также региональных и этнокультурных укладов жизни населения Российской Федерации;

принятие мер, препятствующих возникновению пространственной сегрегации, формированию этнических анклавов и маргинализации находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, включая оформление документов, удостоверяющих личность, лицам без гражданства, не имеющим таких документов;

обеспечение иностранным гражданам независимо от их миграционного статуса, уровня доходов и иных обстоятельств равных возможностей для получения государственных услуг в сфере миграции, в том числе информационных.

Также, в Концепции указано, что создание условий для адаптации к правовым, социально-экономическим, культурным и иным условиям жизни в Российской Федерации иностранных граждан, испытывающих сложности в адаптации, обусловленные особенностями их культуры и привычного жизненного уклада, а также иными факторами является одной из задач миграционной политики. Исходя из этого выделены ее основные направления в области создания условий для адаптации иностранных граждан.

Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации успешная социальная и культурная адаптация иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграция в российское общество определены одной из целей государственной национальной политики Российской Федерации, а формирование системы их социальной и культурной адаптации и их интеграции в российское общество - как одна задач такой политики.

Государственная программа "Реализация государственной национальной политики" содержит подпрограмму 5 "Социально-культурная адаптация и интеграция иностранных граждан в Российской Федерации". В рамках этой подпрограммы предусмотрена реализация двух основных мероприятий: 5.1 "Научно-методическое и информационное сопровождение социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан" и 5.2 "Реализация мер, направленных на социально-культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан".

Отдельные вопросы, связанные с социальной и культурной адаптацией и интеграцией иностранных граждан, регулируются федеральными законами. Важное значение в указанных процессах играет знание иностранцем русского языка, истории и основ законодательства нашей страны. Требования о необходимости подтверждения таких знаний содержатся в Федеральном законе N 115-ФЗ.

Социальной адаптации иностранных трудовых мигрантов способствуют изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливающие обязанность работодателя отчислять за иностранных работников взнос в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 1,8% от заработной платы.

Данной категории иностранных граждан с 2014 года предоставлено право на пособие по причине временной нетрудоспособности в связи с болезнью.

Участие субъектов Российской Федерации в реализации государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан определяется Федеральным законом N 184-ФЗ. Он относит осуществление мер по социальной и культурной адаптации иностранных граждан к сфере ведения субъектов Российской Федерации. Их финансирование обеспечивается из региональных бюджетов (пункт "а.1" части 2 статьи 21, пункт 20.1 части 2 статьи 26.3).

Принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации меры и проводимые ими мероприятия в целях социальной и культурной адаптации иностранных граждан осуществляются в рамках различных государственных программ и их подпрограмм.

Правовым основанием для их выполнения, в том числе создания организационных основ (комиссии, комитеты, советы, кадровое наполнение и т.д.) являются, в зависимости от законодательства субъекта Российской Федерации, законы субъекта Российской Федерации, акты главы субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ, создание условий для реализации мер, направленных на социальную и культурную адаптацию иностранных граждан, разработка и осуществление таких мер относятся к вопросам местного значения, а финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (пункт 7.2 части 1 статьи 14, пункт 6.2 части 1 статьи 15, пункт 7.2 статьи 16, части 1 статьи 18).

Федеральным законом N 7-ФЗ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами деятельности по социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан (пункт 15 части 1 статьи 31.1).

6. Целями социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан на территории Российской Федерации являются:

6.1. Для федеральных государственных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - упорядочение процессов социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в интересах социально-экономического развития страны и ее территорий, обеспечения государственной и общественной безопасности, соблюдения равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

6.2. Для органов местного самоуправления - обеспечение быстрого и качественного приспособления иностранных граждан к условиям территорий вселения в интересах социально-экономического развития территорий и бесконфликтного пребывания/проживания иностранных граждан среди местного населения.

7. Задачами федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан являются:

7.1. Содействие формированию конструктивного взаимодействия между иностранными гражданами и принимающим сообществом.

7.2. Противодействие социальной и культурной исключенности иностранных граждан, их пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов.

7.3. Профилактика правонарушений, совершаемых иностранными гражданами.

7.4. Создание условий для освоения иностранными гражданами русского языка, истории России и основ законодательства Российской Федерации.

7.5. Иные задачи, установленные федеральными законами.

8. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере реализации государственной национальной политики относятся:

8.1. Осуществление мер по обеспечению социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан с учетом примерного перечня мероприятий, направленных на социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан в Российской Федерации.

8.2. Разработка государственных программ субъектов Российской Федерации либо подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан.

8.3. Реализация на территории субъекта Российской Федерации государственной программы либо подпрограммы государственной программы в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан.

8.4. Взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями, деятельность которых направлена на социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан.

8.5. Оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан.

8.6. Информационное сопровождение реализации государственной политики в области социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан на территории субъекта Российской Федерации.

9. К полномочиям органов местного самоуправления в сфере реализации государственной национальной политики относятся:

9.1. Разработка и осуществление мер, направленных на обеспечение социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, с учетом примерного перечня мероприятий, направленных на социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан в Российской Федерации.

9.2. Информирование местного населения по вопросам социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан.

9.3. Взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями, деятельность которых направлена на социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан.

9.4. Оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан.

10. Понятийный аппарат, рекомендуемый к использованию:

Социальная и культурная адаптация иностранных граждан и их интеграция в российское общество - усвоение иностранными гражданами основ русского языка, истории России, законодательства Российской Федерации, правил поведения, навыков общения, норм общественной морали и этики, культурных ценностей, возможности получения государственных и иных услуг в целях пребывания (проживания), осуществления трудовой и иной деятельности на территории Российской Федерации в установленном порядке, формирования устойчивых социальных отношений, культурных связей и сотрудничества с гражданами Российской Федерации.

Государственная политика в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации - комплекс мер, осуществляемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, направленных на содействие социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество.

Федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в официальных документах часто используется понятие "мигрант". Поскольку в российской практике государственного управления под "мигрантами" принято понимать в первую очередь иностранцев, но само слово "мигрант" из большинства правовых документов изъято, в официальных отчетных и иных документах следует применять следующие термины:

находящихся на территории Российской Федерации лиц, не имеющих ее гражданства, но обладающих иным гражданством, в отчетных документах рекомендуется называть иностранными гражданами, как это установлено законодательством (Федеральный закон N 115-ФЗ);

в числе указанных лиц прибывшие в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности в статистических и отчетных документах могут быть названы "иностранные трудовые мигранты", что соответствует целям государственного статистического учета (Федеральный закон N 109-ФЗ) и принятой статистической терминологии ООН.

II. Методические рекомендации органам государственной

власти субъектов Российской Федерации, органам местного

самоуправления в сфере социальной и культурной адаптации

и интеграции иностранных граждан на территории

Российской Федерации

1. Для совершенствования реализации мероприятий по социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан рекомендуется:

1.1. Субъектам Российской Федерации создать в органах государственной власти субъектов Российской Федерации или подведомственных государственных организациях специализированные подразделения, в компетенцию которых войдет работа по социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан.

1.2. При установлении штатной численности государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, ответственных за реализацию государственной миграционной политики в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, руководствоваться законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе и труде, с учетом специфики субъекта Российской Федерации и значения показателя состояния национальной безопасности Российской Федерации "Доля населения, положительно оценивающего состояние межнациональных отношений, в общей численности населения Российской Федерации" (ФСО России).

1.3. Главам муниципальных образований определить должностное лицо не ниже заместителя главы муниципального образования, в чью компетенцию войдут вопросы социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан на территории муниципального образования.

1.4. Обеспечить разработку и реализацию соответствующих региональных государственных программ и подпрограмм, комплексов мер, комплексных планов и планов мероприятий либо иных инструментов реализации мероприятий по социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан на территории субъекта Российской Федерации с выделением необходимых финансовых средств.

Реализация мероприятий по социальной и культурной адаптации иностранных граждан на территории субъектов Российской Федерации осуществляется в рамках специальных подпрограмм или регулируется отдельными нормативными правовыми актами.

Специальные подпрограммы приняты в следующих субъектах Российской Федерации:

Республика Дагестан - в рамках подпрограммы "Социальная и культурная адаптация и интеграция иностранных граждан в Республике Дагестан" государственной программы Республики Дагестан "Реализация государственной национальной политики в Республике Дагестан", утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 октября 2017 г. N 250;

Республика Саха (Якутия) - в рамках подпрограммы "Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в Республике Саха (Якутия). Профилактика экстремизма" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Укрепление общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы", утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 12 декабря 2019 г. N 884;

Республика Татарстан - в рамках реализации подпрограммы 5 "Социально-культурная адаптация и интеграция иностранных граждан" Государственной программы "Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014 - 2022 годы";

Красноярский край - в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение деятельности системы по социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов" программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2014 г. N 442-п;

Пермский край - в рамках реализации подпрограммы 5 "Социально-культурная адаптация и интеграция иностранных граждан в Пермском крае" программы "Реализация государственной национальной политики в Пермском крае";

Владимирская область - в рамках подпрограммы 4 "Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов во Владимирской области" государственной программы Владимирской области "Реализация государственной национальной политики во Владимирской области";

Нижегородская область - в рамках подпрограммы 4 "Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в Нижегородской области" государственной программы "Реализация государственной национальной политики на территории Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 10 ноября 2017 г. N 797;

Самарская область - в рамках подпрограммы "Социальная адаптация мигрантов" государственной программы Самарской области "Содействие занятости населения Самарской области на 2019 - 2023 годы", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 4 декабря 2018 г. N 748;

Ульяновская область - в рамках реализации подпрограммы 5 "Социально-культурная адаптация и интеграция иностранных граждан в Ульяновской области" программы "Реализация государственной национальной политики в Ульяновской области";

Челябинская область - в рамках реализации подпрограммы 5 "Социально-культурная адаптация и интеграция иностранных граждан в Челябинской области" программы "Реализация государственной национальной политики в Челябинской области", утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 20 декабря 2017 г. N 700-П.

В рамках реализации Плана мероприятий по социальной и культурной адаптации в следующих субъектах Российской Федерации:

Кабардино-Балкарская Республика - в рамках Плана мероприятий по реализации в 2019 - 2021 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденного распоряжением Правительства КБР от 15 февраля 2019 г. N 97-рп, включающего в себя раздел: "Создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов";

Республика Хакасия - в рамках Плана мероприятий по социальной и культурной адаптации мигрантов в Республике Хакасия на 2019 - 2021 годы, утвержденного Постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 23 марта 2019 г. N 37-п;

Астраханская область - в рамках Плана мероприятий по социальной и культурной адаптации мигрантов Астраханской области, утвержденного распоряжением Правительства Астраханской области от 24 декабря 2018 г. N 722-П;

Свердловская область - в рамках Плана мероприятий по реализации в Свердловской области в 2019 - 2021 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Свердловской области от 13 мая 2019 г. N 198-РП, предусматривающего реализацию мероприятий по направлению "Формирование системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество".

В рамках иных нормативных правовых актов в следующих субъектах Российской Федерации:

Карачаево-Черкесская Республика - в рамках положения "О мерах по обеспечению социальной и культурной адаптации мигрантов, прибывающих в Карачаево-Черкесскую Республику", утвержденного Правительством Карачаево-Черкесской Республики от 17 декабря 2019 г. N 314;

Приморский край - в рамках распоряжения "О мерах по обеспечению социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия на территории Приморского края", утвержденного Администрацией Приморского края от 18 декабря 2014 г. N 432-ра.

1.5. Создать совместные рабочие органы (комиссии, советы и т.п.), включающие представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в сфере миграции и укрепления межнациональных (межэтнических) и этно-конфессиональных отношений.

Подобные органы созданы в следующих регионах, например:

Республика Коми - Межведомственная комиссия по регулированию миграционных процессов в Республике Коми (Указ Главы Республики Коми от 11 апреля 2007 г. N 26 (ред. от 13.12.2019));

Республика Марий Эл - Правительственная комиссия по реализации Концепции государственной национальной политики Республики Марий Эл (постановление Правительства Республики Марий Эл от 7 июля 2008 г. N 176);

Республика Мордовия - Совет при Главе Республики Мордовия по межнациональным и межконфессиональным отношениям (Указ Главы Республики Мордовия от 13 мая 2014 г. N 112-УГ); Координационный совет Республики Мордовия по демографической и миграционной политике (Указ Главы Республики Мордовия от 21 марта 2008 г. N 58-УГ);

Курская область - Совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Губернаторе Курской области (распоряжение Губернатора Курской области от 9 апреля 2019 г. N 106-рг);

Самарская область - Консультативный совет по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов при министерстве труда, занятости и миграционной политики Самарской области (приказ Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области от 16 июля 2019 г. N 188-п);

Ярославская область - Координационный совет Ярославской области по вопросам межнациональных отношений (Указ Губернатора Ярославской области от 16 февраля 2011 г. N 38).

1.6. Содействовать организации и проведению на региональном и местном уровнях регулярных совещаний по актуальным вопросам реализации государственной миграционной политики, укрепления межнациональных (межэтнических) и этно-конфессиональных отношений и профилактики экстремизма, конференций, семинаров, круглых столов расширенных выездных семинаров-совещаний с участием представителей институтов гражданского общества.

1.7. Содействовать организации и проведению обучающих семинаров-совещаний для представителей региональных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций, а также общественных объединений.

Например, во Владимирской области на базе Владимирского филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации проводятся практикумы на тему: "Современные муниципальные практики социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов";

в Санкт-Петербурге представителями Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики проводятся консультации для сотрудников администраций Выборгского, Приморского и Кировского районов города в целях оказания методической помощи по вопросам противодействия социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов.

1.8. Создать при органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления экспертные советы по вопросам гармонизации межнациональных (межэтнических) и этно-конфессиональных отношений с участием представителей науки, образования, экспертных учреждений, национальных объединений, религиозных и других заинтересованных организаций.

1.9. Обеспечить участие представителей региона от органов исполнительной власти и общественности в мероприятиях, организованных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере реализации государственной национальной политики.

1.10. Создать при органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации комиссии по содействию занятости и регулирования процессов трудовой миграции с целью согласования действий органа местного самоуправления с заинтересованными участниками управления в области трудовой миграции.

Например, в Самарской области действует Областная межведомственная комиссия по вопросам внешней трудовой миграции (постановление Губернатора Самарской области от 10 апреля 2014 г. N 86).

1.11. Создать в субъектах Российской Федерации совместные рабочие органы заинтересованных сторон по вопросам легализации иностранных граждан, в том числе иностранных граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

1.12. Обеспечить создание необходимой инфраструктуры для осуществления деятельности по социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, в том числе на основе государственно-общественного партнерства ("центры миграции", консультативные центры, в том числе и передвижные, осуществляющие информационную и правовую поддержку как иностранных граждан, так и всех заинтересованных сторон, организующие курсы по изучению традиций и культуры коренного населения региона).

Например, автономной благотворительной некоммерческой организацией "Новый век" внедрено новое для России направление - социальный патронат на мобильном передвижном комплексе "Помощь мигрантам в России". В рамках него оказывается оперативная юридическая, медицинская, социальная помощь мигрантам в местах их проживания, отдыха и трудовой деятельности. Это способствует поддержанию уровня информированности иностранных граждан, отслеживания тенденций в миграционной среде и профилактике асоциальных явлений. За счет медицинского компонента ведется профилактика и раннее выявление социально значимых заболеваний.

За период 2018 - 2020 гг. осуществлено 426 выездов для оказания помощи мигрантам в торговые комплексы, рынки, строительные объекты, общежития, мечети и другие объекты социальной инфраструктуры, в ходе которых первичной консультацией было охвачено 14 904 человека.

1.13. Осуществлять поддержку проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, направленных на достижение целей по социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в регионе.

К примеру, в Республике Татарстан на постоянной основе выделяются средства из регионального бюджета на поддержку социально значимых проектов по социальной и культурной адаптации, реализуемых различными социально ориентированными некоммерческими организациями, в том числе автономной благотворительной некоммерческой организацией "Новый век" и др.

1.14. Обеспечить привлечение "Домов национальностей", "Домов дружбы", "Центров национальных культур" и других государственных бюджетных учреждений и методическое сопровождение их деятельности с целью широкого вовлечения граждан и общественных организаций, иностранных граждан в мероприятия по реализации задач государственной национальной политики Российской Федерации.

1.15. Подготовить в субъектах Российской Федерации региональные стандарты организации деятельности в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан. В таких региональных стандартах целесообразно закрепить требования к организации работы по обеспечению оптимальной структуры управления, системы коллегиальных органов, организационно-распорядительным документам.

В качестве примера может быть использован Региональный стандарт организации на региональном и муниципальных уровнях единообразной системы деятельности по укреплению межнационального и межконфессионального согласия, поддержке и развитию языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, защите прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов, согласованный решением Межведомственной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по противодействию экстремистской деятельности от 16 сентября 2019 года.

1.16. Содействовать установлению тесного взаимодействия между государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и работодателями, привлекающими иностранных граждан для трудовой деятельности на территории Российской Федерации, с целью совершенствования реализации национальной политики в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан.

1.17. Совершенствовать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих работу в сферах образования, культуры, национальной политики, с образовательными организациями, в которых обучаются иностранные студенты.

1.18. Содействовать привлечению представителей национально-культурных автономий и диаспор, бизнес-структур, работодателей и заказчиков работ (услуг), образовательных организаций, в которых иностранные граждане получают образование, отдельных граждан к проведению мероприятий, направленных на обучение иностранных граждан русскому языку, их правовое просвещение и информирование о нормах поведения, культурных и религиозных традициях.

Например, тюменской областной общественной организацией "Центр развития лидерских и проектных компетенций" разработана и внедряется система образовательных и культурно-просветительских мероприятий, направленных на решение проблем, связанных с языковой и социальной интеграцией иностранных граждан и членов их семей в российскую социокультурную среду.

1.19. Создать в субъекте Российской Федерации отдельные дошкольные образовательные учреждения, специализированные для всесторонней адаптации и интеграции детей иностранных граждан.

Например, при поддержке киргизской диаспоры в целях обучения русскому языку, культуре и иностранным языкам в Москве для детей мигрантов организован клуб "Билим" (программа дошкольной подготовки и начальных классов, курсы иностранных языков, математики, компьютерные курсы, шашки/шахматы).

1.20. Содействовать привлечению иностранных студентов и волонтеров из числа молодежи к работе с вновь прибывающими иностранными гражданами.

Например, центр помощи мигрантам "Рядом дом" занимается оказанием бесплатной всесторонней поддержки семей трудовых мигрантов и других иностранцев, столкнувшихся с трудностями на территории Российской Федерации, с привлечением волонтеров, в том числе из числа иностранных студентов.

Создателем благотворительной организации является священник Дионисий Гришков - участник многих волонтерских проектов.

1.21. Привлекать лидеров этнических диаспор и национально-культурных автономий к разъяснительной работе среди приезжающих иностранных граждан.

Например, в Калининградской области автономная некоммерческая организация "Центр адаптации, социализации и интеграции мигрантов" реализует проект "Адаптация, социализация и интеграция трудовых мигрантов в социокультурное и нормативно-правовое поле Калининградской области".

Целевой аудиторией проекта являются иностранные граждане и члены их семей, впервые прибывшие с целью работы в регион из стран с безвизовым режимом (Азербайджан, Армения, Киргизия, Молдова, Таджикистан и Узбекистан). Примерное количество участников целевых групп составляет около 1700 иностранных граждан.

В рамках проекта обеспечивается непрерывная деятельность информационно-ресурсного центра, общественной приемной глав национально-культурных сообществ, интернет-портала, который проводит вводные ориентационные курсы по предоставлению информации об основах общественного устройства, правам и обязанностям иностранных граждан, нормам и культуре поведения в принимающем обществе, профилактике правонарушений, экстремизма, терроризма и наркомании, правилам профилактики социально опасных заболеваний.

2. В сфере кадровой политики рекомендуется:

2.1. Обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, участвующих в реализации государственной миграционной политики, в соответствии с профессиональным стандартом специалиста в сфере национальных и религиозных отношений, утвержденным приказом Минтруда России от 2 августа 2018 г. N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в сфере национальных и религиозных отношений" (зарегистрирован Минюстом России 7 сентября 2018 г., регистрационный N 52115)".

2.2. Направлять сотрудников, в компетенции которых находятся вопросы в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, для участия в обучении, организованном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере реализации государственной национальной политики, на базе одного из ведущих вузов страны.

2.3. Направлять сотрудников, в компетенции которых находятся вопросы в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, на ежегодные обучающие семинары ФАДН России по реализации государственной национальной политики с целью межрегионального обмена положительным опытом.

2.4. Разработать совместно с научно-экспертным и педагогическим сообществом дополнительные программы профессионального обучения для представителей различных институтов гражданского общества (курсы, лектории, семинары и иные формы обучения).

2.5. Содействовать проведению региональных конференций, семинаров, круглых столов по вопросам социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в принимающее сообщество.

3. В целях изучения миграционной ситуации на территории субъекта Российской Федерации и прогноза ее развития рекомендуется:

3.1. Осуществлять постоянный мониторинг и анализ происходящих на территории субъекта Российской Федерации миграционных процессов и их влияния на социально-экономические, демографические, культурные, этно-конфессиональные и иные аспекты жизни российского общества с целью последующей корректировки мер государственной миграционной политики Российской Федерации; состояния конфликтности в межнациональных отношениях; степени радикализации иностранных граждан на территории вселения.

Мониторинг рекомендуется осуществлять путем сбора и обобщения связанной с развитием региональной миграционной ситуации информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; образовательных организаций всех уровней (мониторинг уровня освоения русского языка учащимися из семей мигрантов); средств массовой информации; коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в этнокультурной и этнополитической сфере; религиозных организаций и религиозных объединений, групп лиц, представляющих интересы диаспор, отдельных лиц, активно распространяющих информацию по вопросам межнациональных отношений, в том числе в сети Интернет; иная деятельность.

Предметом мониторинга выступают общественные отношения, складывающиеся в различных сферах и имеющие межнациональный и межрелигиозный (или межконфессиональный) конфликтный потенциал, в частности:

экономические (общий уровень безработицы, структура регионального рынка труда с выделением количества безработных, имеющих постоянные регистрацию и постоянно проживающих в данном регионе; наличие фактических рабочих мест, с определением доли трудоустроенных иностранных граждан; уровень благосостояния граждан с определением количества лиц, имеющих минимальный доход, распределение собственности и др.);

социальные (доступ к услугам, предоставляемым социальной инфраструктурой);

культурные (удовлетворение языковых, образовательных, этнокультурных и религиозных потребностей и др.);

криминогенные (уровень преступности, уровень раскрываемости преступлений, наличие этнопреступности и др.);

иные процессы, которые могут оказывать воздействие на состояние межнациональных и межконфессиональных отношений.

3.2. Осуществлять проведение социологических исследований (целевых опросов общественного мнения), определяющих состояние межнациональных и межрелигиозных отношений, сбор и анализ оценок ситуации независимыми экспертами в сфере межнациональных отношений на конкретной территории.

3.3. Обеспечить на региональном уровне полноценное внедрение Государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций в субъектах Российской Федерации (далее - ГИСМ) с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2017 г. N 1312 "О государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций".

3.4. Обеспечить подключение к ГИСМ органов местного самоуправления в целях обеспечения оперативного принятия управленческих решений по противодействию экстремизму, созданию условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, социальной и культурной адаптации иностранных граждан, профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов.

3.5. При выявлении формирующихся конфликтов в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений, их предупреждении руководствоваться приказом Минрегиона России от 14 октября 2013 г. N 444 "Об утверждении методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждении и действиях, направленных на ликвидацию их последствий".

3.6. Осуществлять оперативное информационное взаимодействие с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами посредством ГИСМ.

3.7. Осуществлять мониторинг реализации государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан на соответствующей территории.

3.8. Осуществлять мониторинг блогосферы и других сетевых ресурсов с целью выявления экстремистских групп, установления радикально настроенных лиц, оказания на них профилактического воздействия в первую очередь в рамках государственной информационной системы мониторинга.

4. В целях повышения информированности иностранных граждан о правилах поведения, проживания, труда, обычаях и традициях принимающей страны, ответственности за несоблюдение законов рекомендуется:

4.1. Организовать "горячие линии" по вопросам разъяснения действующего законодательства, трудоустройства на территории субъекта Российской Федерации.

Подобная практика реализуется в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярском крае и других субъектах Российской Федерации.

4.2. Развивать информационные ресурсы, включая ресурсы на основе IT-технологий и цифровых каналов коммуникаций, помогающие получить необходимые сведения о принимающей стране, ее правовых нормах, региональных особенностях принимающего субъекта, профильных государственных учреждениях, социально ориентированных некоммерческих организациях, образовательных курсах и услугах, страниц в социальных сетях официальных сообществ, представляющих ту или иную диаспору на территории субъекта Российской Федерации.

Например, в Республике Татарстан автономной благотворительной некоммерческой организацией "Новый век" разработана и апробирована "Модель комплексного подхода к социальной адаптации и интеграции трудовых мигрантов", которая состоит из четырех инновационных компонентов: социальный патронат в среде мигрантов, ориентационные курсы для трудовых мигрантов, мобильное приложение для мигрантов M-Help на 7 языках и Центр помощи мигрантам.

В ходе проекта в 2018 - 2020 гг. было охвачено услугами 50 466 иностранных граждан, в том числе: первичные консультации работников - 14 904, обучение на вводных ориентационных курсах - 11 705 человек (проводится на русском языке с визуальным сопровождением на русском, узбекском и таджикском языках), консультирование социального работника Центра помощи мигрантам - 9322, юридическая помощь и консультации - 5503, медицинская помощь и консультации - 5252, медицинские и юридические консультации онлайн через мобильное приложение M-Help - 1360.

4.3. Создать консультационно-информационную и образовательную сеть по предоставлению иностранным гражданам и их детям доступных услуг по обучению русскому языку, истории, культуре и основам общественного устройства, ознакомлению с традициями, обычаями и образом жизни принимающего сообщества (на базе "домов дружбы", молодежных клубов, национальных кафе и т.п.).

4.4. Содействовать созданию страниц в социальных сетях от имени официальных сообществ, которые представляют ту или иную диаспору на территории Российской Федерации.

4.5. Подготовить и распространить ознакомительные материалы (буклеты, брошюры, их электронных версии) для иностранных граждан о нормах, ценностях и стереотипах поведения, присущих местному населению, полезных информационных ресурсах и контактах по вопросам миграционного законодательства, взаимодействия с полицией, трудоустройства, аренды жилья, предоставления социальной помощи, услуг здравоохранения и образования, защиты прав, методические пособия для различных категорий участников с российской стороны.

Например, в г. Санкт-Петербурге "Благотворительный фонд поддержки и развития просветительских и социальных проектов" (далее - ПСП-фонд) совместно с волонтерами осуществляет и поддерживает программы, направленные на решение проблем, связанных с миграционными процессами в регионе, развитием гражданского и гуманитарного просвещения, с 2015 года при поддержке Фонда президентских грантов действует как межрегиональный ресурсный центр в сфере адаптации иностранных граждан и развития межнациональных отношений. ПСП-фонд работает в 19 регионах Российской Федерации, а также в Таджикистане, Узбекистане, Киргизии. Непосредственную консультативную и правовую помощь получили более 5000 иностранных граждан и членов их семей. Разработано, издано и распространено более 40 наименований информационных материалов для иностранных граждан и членов их семей в регионах Российской Федерации и странах СНГ общим тиражом более 50 000 экземпляров. Разработано, издано и распространено более 15 наименований методических материалов по организации работы с иностранными гражданами и гармонизации межнациональных отношений для НКО, НКА, органов местного самоуправления общим тиражом более 7000 экземпляров. Консультативную и экспертную поддержку получили больше 150 общественных организаций. В период ограничений, связанных с пандемией коронавируса, ПСП-фонд оказал информационную и гуманитарную поддержку более 5000 мигрантам.